Новость

13.12.2024

Как защитить детей в виртуальном мире. Интервью с экспертом по информационной безопасности Денисом Рычковым


Информационные технологии упростили нашу жизнь, но вместе с тем стали источником новых вызовов. Как не стать жертвой киберпреступников – вопрос, актуальный и для организаций, и для частных пользователей.

Начальник управления по обеспечению работы Ведомственного центра исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Денис Рычков отмечает: интерес к теме защиты личных данных растет.

Вместе с другими коллегами из СПб ИАЦ он проводит уроки цифровой грамотности в школах и учит ребят основам разумного поведения в сети. В интервью эксперт рассказал, как защитить детей от угроз виртуального мира.   

С какого возраста нужно учить юных пользователей основам информационной безопасности?

Современные дети получают доступ к гаджетам довольно рано - часто уже в детском саду. Поэтому рассказывать им о базовых принципах информационной безопасности нужно в дошкольном возрасте, когда дети начинают пользоваться компьютером или смартфоном. Конечно, лучше выбирать легкие, игровые форматы. Можно показать детям мультики, которые научат разумно пользоваться интернетом и гаджетами. В известном российском мультсериале «Аркадий Паровозов» есть выпуски, посвященные этой теме. Дополнительно отмечу, что вопросы безопасности есть и в мультфильмах «Смешарики», «Фиксики».

О чем стоит поговорить с дошкольником?

Советую начать с элементарного правила: попросить ребенка показывать телефон каждый раз, когда на экране появляется всплывающее окно. Дошкольники еще не умеют читать, нажимают на яркие картинки, переходят по ссылкам и, тем самым, запускают установку вредоносных программ на телефонах и планшетах родителей. Последствия могут быть плачевными. Например, финансовые транзакции без вашего ведома.

Когда ребенок подрастает, у него появляются собственные аккаунты на различных сайтах. Опасно ли это?

Дети, как и взрослые, используют обучающие платформы, общаются в социальных сетях, посещают мероприятия и почти во всех случаях передают некоторую информацию о себе. К примеру, чтобы попасть на футбольный матч, как взрослым, так и юным болельщикам понадобится Fan ID. Этот документ содержит достаточно много информации о человеке. Так устроен современный мир, иначе вряд ли возможно. Однако, это не повод ограничивать социальную активность. Поэтому важно научить ребёнка основам информационной безопасности, чтобы он мог защитить свои личные данные и не стал жертвой мошенников.

Что необходимо предпринять родителям?

Нужно как минимум разговаривать с детьми, а не действовать через запреты. Любой запрет только разжигает интерес. Тем более, если одноклассники продолжают пользоваться тем или иным сервисом.

В первую очередь стоит обсудить следующие вопросы: важность сохранения личной информации в тайне (настройки приватности) и использования надёжных паролей. Расскажите ребёнку о возможных последствиях распространения личной информации и о том, как защитить свою репутацию в интернете. Поговорите о том, как распознать и избежать опасных ситуаций в интернете, а также к кому обратиться за помощью, если столкнулся с кибербуллингом или другими проблемами.

Необходимо проверить настройки в социальных сетях и посмотреть, какие данные указаны в аккаунте ребенка. Важно оставаться в контакте с детьми: добавиться в друзья, интересоваться тем, какие посты появляются на странице. Можно занять более активную позицию. Например, если дети хотят снимать видеоролики для соцсетей, стать для них режиссером, который помогает в процессе и утверждает финальную версию.

Есть приложения, которые позволяют контролировать телефон ребенка. Установить такое приложение полезно хотя бы для того, чтобы понимать, где в текущий момент находится ваш сын или дочь. В настройках можно выставить временной лимит на использование программ, добавить список разрешенных номеров и многое другое. Главное помнить, что контроль должен быть умеренным и понятным ребенку.

Можно ли говорить о том, что дети – это отдельная целевая аудитория для киберпреступников?

Действительно, в среде мошенников есть «специализации». Пока одни ориентируются на взрослых людей, другие активно общаются с детьми. За последние несколько лет число преступлений с вовлечением детей увеличилось в десятки раз. Цель в этом случае – с помощью детей установить вредоносный софт, узнать данные банковских карт родителей либо заставить ребят выполнить определённые задания. Злоумышленники обещают легкий заработок, но умалчивают о возможных последствиях. Зачастую на детей выходят через социальные сети, мессенджеры и другие каналы коммуникации. Те же онлайн-игры доступны сейчас с каждого смартфона, и преступники этим пользуются.

Вы проводите просветительские лекции в школах и учите ребят цифровой грамотности. Какую реакцию вы обычно встречаете от своих слушателей?

Если рассказывать детям в назидательной манере о том, что нельзя и что можно, скорее всего ребята будут молчать и мало что запомнят. Я стараюсь приводить реальные примеры из жизни и профессиональной практики. Тогда дети раскрываются, кто-то начинает делиться собственными историями. Весь класс подхватывает и, как правило, диалог удается.