10 июня 2020 года в рамках проекта «Прорывные технологии в приграничном аспекте» (далее – CroBoDDIT) состоялся вебинар, посвященный теме дисраптивных технологий и рассмотрению их на примере исследовательской работы «Управление твердыми отходами с использованием возможностей Интернета вещей».
Поскольку проект CroBoDDIT поддерживается Комитетом по информатизации и связи со вступительным словом от Комитета к участникам выступил Андрей Кашин, начальник управления инфраструктурных технологий и развития интеграционных систем.
В семинаре приняли участие 3 спикера:
В своем выступлении Роман Шарипов осветил вопросы отношения жителей Санкт-Петербурга к раздельному сбору бытовых отходов, основанных на данных проведенных социологических опросов в Интернете. Андрей Рыбин объяснил, в чем отличие дисраптивных технологий от других инновационных. Термин «дисраптивные технологии» введен Клейтоном Кристенсеном в 1995 году и характеризует технологии, которые вытесняют собой старые продукты, которые становятся неконкурентоспособными и теряют свое значение. Примеры дисраптивных технологий в истории: телефон (заменил телеграф), полупроводники (заменили электровакуумные приборы), цифровая съемка (заменила пленочную). Антон Сергеев подробно описал концепцию устройства Интернета вещей. Роботизация внедряется в экономику, производство и сферу услуг, систематизируя данные с помощью множества датчиков, интерпретирующих поступающие сигналы. Примером концепции Интернета вещей является система умный дом.
В рамках семинара был анонсирован следующий вебинар серии «Роль возникающих информационно-коммуникационных технологий для устойчивого развития», который состоится 30 июня 2020 года в 15:30.
Онлайн-мероприятия проходят в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014-2020».25 мая 2020 года состоялись вторая встреча рабочей группы проекта SustainPro «Устойчивое развитие природоохранных территорий: биоразнообразие, сохранение наследия и рекреационное использование» и заседание членов Наблюдательного совета. В связи с эпидемиологической ситуацией оба мероприятия проводились онлайн.
Встреча рабочей группы началась с презентации партнерами работы, проделанной за первые 9 месяцев реализации проекта. Обсуждались также возможные трудности, связанные с распространением коронавируса, и график ближайших встреч.
Главным предметом обсуждения стали вопросы отчетности. Владлена Елисеева, финансовый менеджер проекта, выступила с презентацией по финансовым вопросам в рамках приближающегося отчета. Мария Кузько, менеджер проекта, рассказала о правилах подготовки его повествовательной части.
Во встрече участвовали партнеры из Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (ведущий партнер), Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда развития Ботанического Сада Петра Великого, Агентства по развитию г. Савонлинна, Главного управления лесами Финляндии, Музея Леса Финляндии Лусто. Все участники поблагодарили друг друга за эффективную работу и настроились на дальнейшую активную деятельность.
Встреча с членами Наблюдательного совета началась с презентации проекта Марией Кузько, после которой партнеры рассказали о своей роли в проекте и полученных результатах.
Выслушав участников, члены Наблюдательного совета дали свои рекомендации. Так, Пекка Аянисма, представитель Музея Леса Финляндии, предложил не торопиться с реализацией проекта и дождаться улучшения эпидемиологической обстановки. Матти Хови, представитель Главного управления лесами Финляндии, отметил, что, несмотря на возложенные ограничения, проект развивается планомерно.
Встречу посетила также Эйни Арпонен, координатор проекта со стороны Программы «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014-2020» приграничного сотрудничества. По ее мнению, небольшие задержки в реализации, которые могут возникнуть, на данном этапе не представляются существенными.В Службу экстренных вызовов 112 Санкт-Петербурга за май текущего года поступило более 280 тысяч вызовов, СМС и сообщений из информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Среднее количество вызовов в сутки составило 9,2 тысяч, а максимальное количество сообщений было зафиксировано в пятницу 26 мая – более 10 тысяч.
Из общего числа поступивших по телефону «112» обращений на реагирование в полицию направлено более 66 тысяч вызовов, в скорую медицинскую помощь – более 89 тысяч, в пожарно-спасательную службу – порядка 6,5 тысяч обращений и около 1,5 тысяч – в службу газа. При этом, более 10 тысяч вызовов потребовали комплексного реагирования и поэтому были направлены сразу нескольким экстренным оперативным службам. Остальные сообщения были информационно-справочного характера или ложные.
Самой многочисленной причиной обращений в Службу экстренных вызовов 112 стали дорожно-транспортные происшествия – более 10 тысяч сообщений за май 2020 года. Из них около 200 сообщений поступило через абонентские терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС», установленные в автомобилях. Более 2,7 тысяч сообщений касались пожаров.
Операторы Службы экстренных вызовов 112, кроме русского языка, принимают сообщения на пяти иностранных языках: английском, немецком, французском, итальянском и испанском. В Службу 112 Санкт-Петербурга можно также направить СМС-сообщение, что особенно актуально для людей
с ограниченными возможностями по слуху и речи. При поступлении СМС-сообщения по номеру «112» оператор направит заявителю СМС-сообщение с подтверждением получения информации.
Кроме того, оперативно направить сообщение в Службу 112 можно и в мобильном приложении «Безопасный Санкт-Петербург» через функционал «Экстренная помощь». В таких сообщениях уже будет содержаться предварительная информация о заявителе, его местонахождении и самом происшествии. Благодаря функции «Экстренная помощь» обращение в Службу 112 стало ещё проще и доступнее в первую очередь для людей с ограниченными возможностями.
Информационное взаимодействие Системы «112» организовано со всеми экстренными оперативными службами Санкт-Петербурга (пожарно-спасательная служба, полиция, скорая помощь и др.). Если происшествие требует привлечения нескольких служб, организуется комплексное реагирование, и карточки происшествия направляются сразу во все соответствующие экстренные оперативные службы.На фоне распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в конце марта были приостановлены все регулярные и чартерные полеты за рубеж. За пределами Российской Федерации оказались тысячи россиян. Правительством Российской Федерации были приняты срочные меры и разработан алгоритм вывоза российских граждан на родину.
Правительством Санкт-Петербурга был сформирован оперативный штаб по организации встречи наших соотечественников, в состав которого вошли представители Комитета по информатизации и связи.
Перед штабом стояло две важные задачи: как можно быстрее оформить прибывшим предписание на самоизоляцию или обсервацию, уточнить адрес фактического проживания, а также сформировать группы для централизованной транспортировки из аэропорта в различные районы города.
Так, в течение нескольких дней Комитетом по информатизации и связи была выполнена большая и ответственная работа по технической организации и обеспечению встреч и учета прибывающих.
Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» за один день была создана информационная система, в работе которой задействованы сотрудники Роспотребнадзора и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
Деятельность сотрудников Роспотребнадзора связана с организацией учета прибывших в Санкт-Петербург рейсов с гражданами и оформлением постановлений о самоизоляции или обсервации. Простыми словами, информация о рейсе поступает в ведомство за день до прибытия борта. За это время формируются бригады, численностью от 8 до 18 человек, для встречи прибывших. Далее представители Роспотребнадзора поднимаются в самолет для проведения первичного обследования – измерения температуры, а также анкетирования людей на предмет адреса обязательного карантина. Непосредственно биологический материал на анализ у прибывших берут уже в аэропорту – для этого выделена специальная зона, которая закрыта для сторонних людей.
После того как сданы все анализы, люди проходят паспортный контроль и ждут, пока их багаж продезинфицируют. Параллельно сотрудники Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Комитета по информатизации и связи, а также Комитета по транспорту Петербурга распределяют всех по автобусам, которые доставляют людей до места проведения карантина.
СПб ГУП «Автоматическая телефонная станция Смольного» и ГКУ «МФЦ» в рекордно короткие сроки в зоне прилета аэропорта Пулково организовало локально-вычислительную сеть на 16 рабочих мест для сотрудников Роспотребнадзора. Все рабочие места подключены к Единой мультисервисной телекоммуникационной сети, которая является единой надежной информационной инфраструктурой передачи данных исполнительных органов государственной власти нашего города и позволяет осуществлять межведомственное взаимодействие по защищенным каналам связи.
Для контроля ситуации СПб ГУП «АТС Смольного» были смонтированы камеры видеонаблюдения в зоне работы сотрудников Роспотребнадзора. Координировать работу ведомств при встрече эвакуационных рейсов помогает и развернутая СПб ГУП «АТС Смольного» на территории Аэропорта Пулково дополнительная базовая станция стандарта ТЕТРА.
«На постоянной основе в аэропорту Пулково дежурят специалисты СПб ГУП «СПб ИАЦ» и СПб ГУП «АТС Смольного», которые осуществляют проверку, мониторинг и поддержание работоспособности локально-вычислительной сети, видеокамер, базовой станции ТЕТРА, а также обеспечивают бесперебойную работу системы оформления постановлений» - рассказывает заместитель директора по развитию прикладных и интеграционных систем СПб ГУП «СПб ИАЦ» Павел Рыбальченко.
Самолеты прибывают и в будни, и в праздники, рано утром и поздно ночью. Нагрузка на ведомства, сотрудники которых встречают прибывающих граждан, серьезно возросла.
Несмотря на все сложности и существующий риск заболеть, сотрудники городского правительства, аэропорта, Роспотребнадзора, МВД, МЧС и других ведомств эффективно продолжают свою работу.
Благодаря слаженным действиям под управлением оперативного штаба за период с 6 апреля по 12 мая 2020 года встречено 23 авиарейса, 1 автоколонна. Учтены 1685 пассажиров: из них 218 направлены в обсервацию, 1467 граждан направлены на самоизоляцию. Все прибывшие граждане распределены для дальнейшей перевозки по 140 маршрутам, а необходимые данные переданы для дальнейшего контроля режима изоляции в структуры МВД.